Палубная авиация Второй мировой войны

Авианесущие корабли появились в конце Первой миро­вой войны. Когда теория применения авианосцев еще только разрабатывалась, большинство из них планиро­валось использовать совместно с другими боевыми ко­раблями. При этом основной задачей палубной авиации считалась корректировка огня артиллерии линейных кораблей. Однако довольно скоро была оценена и спо­собность палубных самолетов вести разведку.

Когда флотское командова­ние увидело, что авианос­цы могут решать и наступа­тельные задачи, функции целеу­казания были переданы летаю­щим лодкам, запускавшимся при помощи катапульт с линейных кораблей и крейсеров. Авианосные группы стали оснащаться ударны­ми самолетами, способными не­сти торпеды или бомбы, а также истребителями для их сопровож­дения и прикрытия кораблей от атак с воздуха. К началу Второй мировой войны наиболее мощ­ные авианосные державы, такие, как Великобритания, США и Япо­ния, уже имели авиагруппы палуб­ной авиации, предназначенные для решения наступательных за­дач, но каждая из этих стран по­шла по своему пути.

Авиагруппы союзников

Великобритания вступила во Вторую мировую войну с наиме­нее боеспособными палубными авиагруппами. Это произошло отчасти в результате оснащения морской авиации неподходящи­ми самолетами (так как закупки авиационной техники для флота осуществляли ВВС), отчасти – из-за требований Королевского флота использовать для любых целей многоместные машины.

К началу Второй мировой вой­ны авиагруппа корабля ВМС Ве­ликобритании «Арк Ройал» со­стояла из 48 торпедоносцев «Суордфиш» и 24 истребителей-пикирующих бомбардировщиков «Скуа». Отсутствие чистых истре­бителей не считалось проблемой, так как доктрина Королевских ВМС гласила, что основным сред­ством защиты авианосцев от атак с воздуха должна быть зенитная артиллерия. Однако опыт боевых действий показал, что это было серьезной ошибкой, и в качестве временной меры на авианосцах стали использовать истребители «Гладиатор», «Харрикейн» и «Спитфайер». При этом ни один из них не обладал необходимыми для этого характеристиками: «Гладиаторы» были устаревшими самолетами, у «Харриксйнов» не складывались крылья, а узкая база шасси «Спитфайеров» при­водила к высокой аварийности на посадке. В результате было реше­но использовать значительно бо­лее надежные американские са­молеты.

Тяжелые авианосцы по-пре­жнему рассматривались как плат­формы для размещения преиму­щественно ударной авиации, но доля истребителей на них стала гораздо больше, и многие из этих самолетов были американского производства. Так, в 1945 году авиакрыло корабля ВМС Вели­кобритании «Илластриес» состояло из 36 истребителей- штурмовиков «Корсар» и 16 тор­педоносцев «Авенджер».

Дальние удары

ВМС США имели похожие при­оритеты, но больше внимания уделяли возможности нанесения авиаударов по удаленным целям. После Перл-Харбора американ­цам в качестве основного насту­пательного средства пришлось использовать авианосцы, которые оказались столь эффектив­ными, что, когда потерн линко­ров были восполнены, основной задачей последних уже стала за­щита авианосцев. Американцы имели большое преимущество перед англичанами.

Их самолеты превосходили по своим характеристикам английские машины, так как изначально создавались как палубные, а авианосцы ВМС США несли зна­чительно более крупные авиа­группы. Так, отказ от брониро­ванной палубы на кораблях типа «Йорктаун» позволил использо­вать двойной ангар и разместить до 18 истребителей, 36 торпедо­носцев и 36 пикирующих бомбар­дировщиков. Со временем доля истребителей в авиагруппах уве­личивалась, а на смену чистым торпедоносцам стали приходить многоцелевые самолеты, такие, как «Авенджер».

С 1943 года темпы строитель­ства авианосцев в США постоян­но росли. А три-четыре таких корабля, действуя вместе, могли обеспечить применение уже не десятков, а сотен самолетов. За­щита авианосцев также была усовершенствована. С появлени­ем новых радиолокационных станции (РЛС) стало более эф­фективным боевое патрулирова­ние истребителей, а применение снарядов с дистанционны­ми взрывателями резко повыси­ло эффективность зенитной ар­тиллерии. Качество управления было улучшено путем создания специализированных боевых информационных постов, по­зволивших оптимизировать применение сил и средств авиа­носца.

В конце войны авианосцы типа «Эссекс» обычно имели на борту более 36 истребителей F4U и F4F, 36 пикирующих бом­бардировщиков SB2C и 24 торпе­доносца и бомбардировщика TBF и ТВМ. Такая авиагруппа была способна решать весь спектр стоящих перед ней задач.

Японский подход

Японский флот был создан, как и американские ВМС, для дей­ствий на широких просторах Тихого океана, в 30-е годы раз­рабатывал такие же доктрины. Планируя применять авианосцы против вражеских боевых ко­раблей, японцы больше внима­ния уделяли торпедоносцам и обычным, а не пикирующим бомбардировщикам. Однако на типичном авианосце 1941 года, помимо истребителей, все же базировались оба типа бомбар­дировщиков. Во время нападе­ния на Перл-Харбор тяжелый авианосец «Сёкаку» имел на бор­ту авиагруппу в составе 27 тор­педоносцев B5N, 27 пикирую­щих бомбардировщиков D3A и 18 истребителей А6М. Еще 12 са­молетов находились в резерве. Японские самолеты были значи­тельно легче своих американс­ких аналогов. Это обеспечивало им больший радиус действия, но негативно отражалось на живу­чести, особенно при поражении огнем зенитной артиллерии или американских истребителей, ко­торые были очень хорошо защи­щены и имели мощное вооруже­ние. Кроме того, в конце войны американские летчики были бо­лее опытными и подготовлен­ными, чем их противник.

Конвойные авианосцы

Легкие и конвойные авианосцы также применялись в больших количествах, в основном для ох­раны путей снабжения ВМС США на Тихом океане и морских коммуникаций на Атлантике, где основным их противником были подводные лодки и дальние мор­ские патрульные самолеты. Ти­пичный конвойный авианосец начального периода войны нес на борту от 10 до 20 самолетов. Позже конвойные авианосцы ВМС США, действовавшие со­вместно с группами противоло­дочных кораблей, имели 28 торпедоносцев, бомбардировщиков и истребителей.

Последняя бронетехника