Применение авианосцев в эпоху реактивной авиации

После Второй мировой войны наступила эпоха реактивной морской авиации. Менее взрывоопасное авиационное топливо на основе керосина стало гораздо проще и безопаснее хранить на корабле, но его запасы пришлось увели­чить. Посадка первых реактив­ных самолетов была не сложнее, чем посадка последних типов поршневых истребителей. Они имели более хороший обзор из кабины, но их замедленная реак­ция на изменение режима рабо­ты двигателя создавала опреде­ленные трудности в выполнении точного захода на посадку.

Стратегические авианосцы

Один из путей решения этой про­блемы заключался в удлинении по­садочной палубы, что требовало увеличения размеров самого авианосца. Соединенные Штаты в то время строили все более крупные авианесущие корабли, но делали это лишь для того, чтобы размес­тить на них больше самолетов или чтобы расширить возможности авианосцев. После Второй миро­вой воины, пытаясь ликвидиро­вать монополию ВВС на примене­ние ядерного оружия, руководство ВМС США стремилось возложить на авианосцы решение таких стра­тегических задач, как нанесение ядерных ударов. Однако это требовало размещения на кораблях са­молетов большей массы, размеров и радиуса действия. В качестве вре­менной меры компания «Локхид» модифицировала 12 самолетов «Нептун» в вариант Р2У-ЗС, что по­зволило им нести по одной атом­ной бомбе Мк1 «Литл Бой» массой 4400 кг и мощностью 14 килотонн.

Эти самолеты взлетали с кораблей только при помощи пороховых ус­корителей и не могли садиться на палубу. С сентября 1949 года в каче­стве палубных носителей ядерного оружия стали использоваться само­леты АJ-1 «Сэвндж» компании «Норт Америкен». Это были тяже­лые и большие машины, которые

требовали усиленной палубы, но уже могли садиться на авианосец и размещаться в его ангаре. АJ-1 был оснащен одним турбореактивным двигателем «Элисон», дополняв­шим два мощных поршневых мотора.

Новые разработки

В 50-е годы XX века были сдела­ны два наиболее важных изобре­тения за всю историю авианос­цев: угловая палуба и зеркальная посадочная система.

Новый вид палубы появился в результате проведенных англи­чанами исследований возможно­сти использования истребителей без шасси и гибкой палубы.

Самолеты без шасси могли не­сти больше средств поражения, но не были способны маневриро­вать по палубе, поэтому должны были взлетать прямо вперед с носа корабля, а садиться на угло­вую палубу, расположенную на корме. От гибкой палубы впос­ледствии отказались, а угловая оказалась очень удобной и для обычных самолетов. Первые экс­перименты по использованию уг­ловой палубы были проведены в Великобритании, но именно бла­годаря ВМС США она сейчас применяется повсеместно.

Зеркальная светотехничес­кая посадочная система

Другим изобретением англичан, впоследствии усовершенствован­ным американскими ВМС, была зеркальная светотехническая по­садочная система. Она представ­ляла собой гиростабилизированное зеркало с расположенными под углом фонарями, которые точно показывали выполнявшему посадку летчику, находится ли он на глиссаде, выше или ниже ее. Совместное применение угловой палубы и зеркальной системы сни­зило аварийность на 50 процен­тов и повысило точность, выпол­нения посадки, позволив уменьшить количество тросов аэрофинишера с двенадцати до четырех. Вскоре светотехничес­кая посадочная система была усо­вершенствована, лишившись вы­пуклого зеркала, а ВМС США начали использовать офицеров визуального управления посадкой из числа наиболее опытных лет­чиков. которые находились поза­ди палубы и командами по радио оказывали помощь заходящим на посадку самолетам, в то время как внимание выполнявших заход лет­чиков было сосредоточено на све­тотехнической системе.

Катапульты

По мере увеличения массы и взлетных скоростей самолетов со­здавались новые средства обеспе­чения валета. Во время войны по­явились воздушно-гидравлические катапульты, а после нее Королевс­кие ВМС стали применять паро­вые катапульты, которые были на­столько мощными, что некоторые самолеты могли взлетать даже с неподвижного авианосца.

Другие усовершенствования

Авианосец ВМС США «Форрестол» объединил в себе все новые разработки. Он имел угловую палу­бу, четыре паровые катапульты, закрытый ангар английского типа и закрытую носовую часть. Амери­канские авианосцы в то время были оснащены самолетами «Скайуорриор» и «Скайхок», находивши­мися на боевом дежурстве в соот­ветствии с единым оперативным планом применения стратегичес­ких наступательных сил США. Их важная роль в политике стратегического сдерживания определя­лась еще и тем, что авианосцы мог­ли неожиданно менять свое место­положение. В начале 60-х годов на авианосцах стали заменять зенит­ную артиллерию управляемыми ра­кетами, но еще более значитель­ный этап развития авианесущих кораблей начался с принятием на вооружение ВМС США атомного авианосца «Энтерпрайз». Ядерная главная энергетическая установка (ГЭУ) дала кораблю практически неограниченную дальность и про­должительность плавания, неогра­ниченное количество пара для ка­тапульт, позволила уменьшить размеры надстройки и исключила негативное влияние выпускных га­зов, которые приводили к корро­зии антенн, создавали турбулент­ность и мешали посадке самолетов. Возросшая стоимость и роль авиа­носцев привела к повышению важности противовоздушной обо­роны. Над решением проблемы по­садки все более тяжелых летатель­ных аппаратов на ограниченное пространство полетной палубы ра­ботало много людей, и со време­нем были созданы более сложные устройства повышения подъемной силы самолетов, такие, как двухщелевые закрылки, сдув погранично­го слоя и крыло изменяемой стре­ловидности. Дальнейшее развитие авианосцев было связано с появле­нием самолетов КВВП.

Последняя бронетехника