Рождение авианосцев

Мобильность и гибкость применения авианесущих ко­раблей в сочетании с мощным вооружением позволя­ют обеспечить присутствие военной силы на передо­вых рубежах борьбы с терроризмом, поэтому авианосцы в настоящее время играют важнейшую роль в деле сохранения мира на планете.

Именно эти свойства по­зволили авианосцам за­нять место линейных ко­раблей в качестве решающего средства ведения боевых дей­ствий на море. Однако на заре развития морской авиации было трудно предвидеть тот уровень превосходства, которого достиг­ли авианосцы в годы Второй ми­ровой войны.

Передовой вид вооруженных сил

Одним из инициаторов развития палубной авиации были военно-морские силы США. Именно они оказывали финансовую помощь Юджину Эли и компании «Кертисс», когда в 1911 году Эли вы­полнил первую посадку самолета на корабль и взлет с его палубы. Многие тогда восприняли это вы­дающееся событие не иначе как просто смелый трюк. И только одна организация отнеслась к это­му более серьезно – Королевские военно-морские силы (ВМС) Ве­ликобритании. В течение года после первых полетов Эли лейте­нант Сэмсон совершил несколько взлетов и посадок на линейные ко­рабли английских ВМС «Африка», «Хайберния» и «Лондон». Серьез­ной проблемой стала посадка са­молета на движущийся корабль. Палубы, предназначенные для взлета, были слишком короткими для посадки, а посадка самолета на движущийся корабль с носа была сродни самоубийству.

Значительно проще в исполь­зовании были гидросамолеты. Они могли взлетать с палубы как обычные аэропланы, а в 1911 году Глен Кертисс продемонстрировал возможность по­садки на воду возле корабля, пос­ле чего можно было поднять са­молет на борт при помощи крана. На учениях 1913 года для повы­шения эффективности действий флота Королевские ВМС исполь­зовали оснащенный гидросамоле­тами броненосец «Гермес».

Воздушная разведка явилась той движущей силой, которая спо­собствовала развитию палубной авиации, позволявшей команди­рам «заглянуть за горизонт» даль­ше, чем когда-либо ранее. Но к на­чалу Первой мировой войны возможности самолета, определя­ющие его ведущую роль в наше время, находились еще в зачаточ­ном состоянии. В 1912 году Сэм- сон испытал прототип авиацион­ной бомбы, в 1914 году проведены летные испытания 1,5-фунтовой пушки и сброшена с самолета пер­вая боевая авиационная торпеда, а в 1915 году ВМС США впервые применили на корабле катапульту, приводившуюся в действие сжа­тым воздухом.

Возможности ведения разведки

Используя авиацию в основном для ведения разведки и коррек­тировки огня корабельной ар­тиллерии, флоты большинства стран мира начали оснащать линкоры платформами для взле­та самолетов.

В 1914 году уже существовали корабли, главной задачей кото­рых было базирование гидросамо­летов. Они представляли собой переоборудованные гражданские

суда и были слишком тихоходны­ми, чтобы вести боевые действия совместно с другими кораблями, поэтому обычно использовались отдельно, преимущественно для обеспечения десантных опера­ций. Для решения этой проблемы Королевские ВМС переоборудова­ли под авианосец старый лайнер «Кампания» английской компа­нии «Кунард», который развивал скорость до 21 узла и был спосо­бен действовать в составе флота.

В 1915 году гидросамолет «Тайп-184» компании «Шорт» взлетел с английского корабля «Бен-Май-Кри» и совершил первую в мире ус­пешную торпедную атаку с воздуха, потопив турецкое торговое судно в проливе Дарданеллы.

Однако вскоре стало ясно, что обычные самолеты наземного ба­зирования превосходят по своим характеристикам поплавковые гид­росамолеты и летающие лодки, но их использование на море требова­ло создания кораблей абсолютно нового типа – авианосцев.

Англичане первыми провели испытания по размещению взлетной палубы на баке легкого линейного крейсера «Фьюриес». Садиться же на корабль оказа­лось опасно: коммандер Е.Х. Данннпг доказал, что это возможно, но погиб при попытке повторить посадку. Посадоч­ная палуба находилась над кор­мой корабля, и завихрения воздуха от корабельной над­стройки делали посадку на нее довольно рискованным делом. Несмотря на это, в июле 1918 года семь самолетов «Кэмел» фирмы «Сопвиз» соверши­ли с крейсера «Фьюриес» знаме­нитый налет на Тондерн, ставший первым в мире авиауда­ром. нанесенным самолетами с авианосца по наземным целям. В результате этого налета на авиа­базе противника были уничтоже­ны два дирижабля «Цеппелин».

Первый «плоский верх»

Так и нс показав удовлетворитель­ных результатов, крейсер «Фьюриес» позже был полностью пере­строен и приобрел очертания того, что мы сейчас понимаем под термином «авианосец». Через не­которое время на вооружение ВМС Великобритании был принят корабль, который впервые в мире имел по-настоящему «плоский верх». Это недостроенное торго­вое судно было оснащено полнос­тью свободной от каких-либо со­оружений полетной палубой и вошло в историю как авианосец «Аргус». В течение последнего года Первой мировой войны совместно с ВМС Великобритании воевала эскадрилья американских боевых са­молетов, и американцы быстро оценили преимущества авианосца. Согласно приказу министерства ВМС США большое судно для пе­ревозки угля «Юпитер» было вско­ре переоборудовано в первый аме­риканский авианосец и было принято на вооружение ВМС США под обозначением СV-1 «Лэнгли». Известный тем, кто служил на нем как «Крытый фур­гон», авианосец «Лэнгли» имел гладкую палубу и две заваливающи­еся дымовые трубы на левом борту. Бывшие хранилища для угля были переоборудованы в мастерские, ка­юты для экипажа и склады, а быв­шая верхняя палуба превратилась в ангар. Авианосец «Лэнгли» разви­вал скорость всего 14 узлов, что было примерно на 7 узлов меньше, чем у других боевых кораблей. Но, несмотря на это, он нес службу вместе с остальными кораблями флота.

Испытательная платформа

Авианосец «Лэнгли» внес значи­тельный вклад в развитие палуб­ной авиации, в том числе благода­ря проведению на нем испытаний различных конструкций аэрофинишеров. Первоначально корабль был оснащен английской посадоч­ной системой, состоящей лишь из натянутых вдоль палубы тросов, которые входили в зацепление с посадочными крюками на шасси самолета и препятствовали его за­носу. Американцы добавили к это­му систему поперечных тросов, ко­торые с помощью подвешенных к их концам и наполненных песком снарядных ящиков оказывали на самолет тормозящее воздействие. Впоследствии эта система была за­менена гидравлической, которая оказалась более эффективной.

Еще одним новшеством стало оснащение полетной палубы дву­мя пневматическими катапульта­ми. Разработанные для гидроса­молетов, они впоследствии доказали свою пригодность для ускорения взлета обычных аэро­планов, повысив безопасность полетов и позволив более эффек­тивно использовать простран­ство полетной палубы. Как и аэрофинишер, катапульта сейчас является стандартным оборудо­ванием любого авианосца.

На этих первых авианосцах был приобретен большой опыт, но не­многие пионеры морской авиации могли предсказать тот удивитель­ный путь развития, который про­шли авианесущие корабли в после­дующие десятилетия.

 

Последняя бронетехника