Тяжелые авианосцы ВМС Великобритании типа Кэрейджес

Названные по политическим соображениям «большими легкими крейсерами», три знаменитых легких линейных крейсера должны были стать крупнейшими из 600 кораб­лей с небольшой осадкой в армаде, которую планирова­лось создать для реализации стратегического замысла ад­мирала флота «Джеки» Фише­ра по высадке армии на северо-восточное балтийское побережье Германии всего в 130 км от Берлина. План был похоронен вместе с уходом Фишера из Адмиралтейства в 1915 году, но его необычные корабли были достроены, как наследие этой неординарной, но совершенно нереальной стратегии.

Принятые на вооружение в январе 1917 года, первые два из этих легких линейных крейсе­ров, «Кэрейджес» и «Глориес» (заложены в марте и мае 1915 года и спущены на воду в феврале и апреле 1916 года со­ответственно), оказались прак­тически непригодными к дей­ствиям в составе боевого флота. Толщина бронезащиты пояса этих кораблей составля­ла всего 76 мм. артиллерия главного калибра представля­ла собой лишь четыре 381-мм орудия на двух спаренных АУ. а наведение их на цель было слишком медленным Вспомо­гательное вооружение включа­ло 18102-мм орудий на шести строенных АУ. В тот единствен­ный раз, когда крейсера уча­ствовали в серьезном бою про­тив немецких легких крейсеров у Хелиголанд Байт 17 ноября 1917 года. «Кэрейджес» и «Глориес» получили больше по­вреждений, чем смогли нанес­ти ущерб.

Несмотря на недостатки в вооружении и бронезащите, эти два корабля были доволь­но быстроходными, развивая скорость до 32 узлов при мощ­ности ГЭУ 67104 кВт (90 000 л.с ). Четыре гребных вала кораблей приводились в действие через редукторы че­тырьмя комплектами турбин «Парсон». Пар для них вырабатывали 18 работавших на мазу­те котлов «Йарроу» «Кэрейд­жес» и «Глориес» в соответствии с Вашингтонским договором были перестроены в авианосцы. Этот процесс для них начался в 1924 году и за­кончился для «Кэрейджеса» в 1928, а для корабля «Глори­ес» – в 1930 году. Однотипный с ними «Фьюриес», на котором вместо четырех 381 -мм орудий были установлены две одно­ствольные 457-мм АУ, был пе­рестроен в авианосец в 1922 году. Он не имел островной надстройки, а дымоходы от котлов были направленные к корме и занимали часть про­странства ангара. «Кэрейджес» и «Глориес» были перестроены с учетом опыта создания авиа­носцев «Гермес» и «Игл», и их объединенная с дымовой тру­бой островная надстройка позволила значительно увели­чить количество размещаемых самолетов.

Две полетные палубы

«Кэрейджес» и «Глориес» имели похожие носовые по­летные палубы, занимавшие

около 20 процентов длины корабля. Ангарная палуба была вытянута вперед на уровень полубака, что позволило не­большим и легким самолетам (палубным истребителям) взлетать с нижнего уровня. Форма корпусов обоих кораб­лей была сильно изменена для обеспечения остойчивости. В 1935-36 годах короткие носо­вые полетные палубы были демонтированы, а на основ­ных полетных палубах уста­новлены по две катапульты, обеспечивавшие разгон само­летов массой 3629 кг до ско­рости 56 узлов, а массой 4536 кг – до 52 узлов. Каждый корабль имел две ангарные палубы длиной 167,64 м. Анга­ры и полетная палуба сообща­лись посредством двух подъемников размерами 14,02 м на 14,63 м каждый, расположенных на продоль­ной оси корабля. Объем авиационного топлива на каждом корабле составлял до 156 835 литров.

Авианосец «Кэрейджес» стал первой крупной потерей ВМС Великобритании во Второй мировой войне. Он был потоплен спустя две недели после ее начала в сентябре 1939 года. Для восполнения этой потери в Средиземное море направился «Глориес», который был потоплен девять месяцев спустя, в июне 1940 года, в ходе эвакуации из Норвегии.

 

Характеристики

Авианосцы ВМС Великобрита­нии типа «Кэрейджес»

Водоизмещение: 22 500 тонн стандартное, 26 500 тонн полное.

Размеры: длина – 239,5 м, ширина – 27,6 м, осадка – 7,3 м.

ГЭУ: четырехвальная паротурбинная суммарной мощностью 67 104 кВт (90 000 л.с.).

Скорость: 30 узлов.

Бронезащита: пояса – 38-76 мм, ангарной палубы – 25-76 мм.

Вооружение: 16 120-мм зенитных орудий и 4 2-фунговые зенитные пушки.

Авиагруппа: около 48 самолетов.

Экипаж: 1215 человек, включая летные экипажи.

 

Последняя бронетехника