Японские авианосцы: Конструкция и технология строительства

Во Второй мировой войне участвовали три великие авианосные державы. Но когда она началась, именно Японский Императорский флот имел на вооружении наиболее совершенные авианосцы, превосходившие по своим характеристикам корабли других стран.

Англичане стали родона­чальниками палубной авиа­ции, американцы усовер­шенствовали ее, создав к 1945 го­ду такие авианосные силы, кото­рые явились решающим фактором ведения боевых дей­ствий на море. Но именно авиа­носцы Японского Императорс­кого флота были той силой, которая в значительной степени обусловила череду выдающихся побед Японии на Тихом океане в первые шесть месяцев после на­падения на Перл-Харбор.

Японский Императорский флот создавался в конце XIX века по образу Королевских ВМС Великобритании. Японцы с большим интересом отнеслись к первым экспериментам англичан, и в 1914 году Япония приняла на вооружение корабль «Вакамия», представлявший собой пе­реоборудованное торговое суд­но, способное нести четыре гидросамолета. Осенью 1914 го­да его самолеты совершили один из первых в истории авиаударов палубной авиации, атаковав зах­ваченный немцами порт Циндао.

Убедившись в низкой эффек­тивности гидросамолетов как ударной силы, в 1919 году япон­цы заложили свой первый на­стоящий авианосец «Хосё». За основу проекта была взята изме­ненная конструкция танкера. Значительную помощь японским конструкторам оказал пер­сонал технической миссии ВМС Великобритании, имевший опыт строительства авианосцев «Фьюриес», «Аргус», «Гермес» и «Игл».

Планы Императорского флота

Быстроходный, но небольшой «Хосё» вошел в боевой состав флота в декабре 1922 года. Его вклад в развитие японской палуб­ной авиации заключался в разра­ботке технологий и оборудова­ния для будущих авианосцев, а также в получении первыми японскими палубными летчика­ми опыта выполнения полетов с корабля.

Вашингтонский договор 1922 года помешал реализации амбициозного плана японцев «8-8», предусматривавшего стро­ительство восьми больших ли­нейных кораблей и восьми быст­роходных линейных крейсеров. В то же время условия договора позволяли Японии превратить в авианосцы некоторые из стояв­ших на стапелях линкоров. По­добно американцам, они выбра­ли два быстроходных линейных крейсера – «Акаги» и «Амаги». Но «Амаги» был уничтожен зем­летрясением, и вместо него был использован недостроенный линкор «Kaгa».

Новые авианосцы

Как и американцы, японцы пола­гали, что авианосцы лучше всего использовать для нанесения авиа­ударов по боевым кораблям про­тивника. Палубные авиагруппы японцев состояли из торпедонос­цев и пикирующих бомбардиров­щиков, которых в бою прикрыва­ли многочисленные истребители сопровождения. Япония имела несколько больше торпедоносцев, чем США, а японские пики­рующие бомбардировщики, со­гласно оценкам, могли также выполнять бомбометание с гори­зонтального полета.

Для размещения больших авиагрупп корабли «Акаги» и «Кага» были оборудованы двой­ными ангарами, что позволило каждому из них нести до 60 само­летов (после модернизации – бо­лее 70). А проведенные в то вре­мя учения показали, что совместное применение нескольких авианосцев в составе опера­тивных групп еще больше повы­шает их эффективность.

Следом за кораблем – Kara» был построен авианосец «Рюдзё». Созданный в соответ­ствии с Вашингтонским догово­ром, он стал объектом экспери­мента по размещению на корабле размерами с крейсер максимально возможного числа самолетов. «Рюдзё» мог нести 48 самолетов (конвойные авиа­носцы тех же размеров несли около десяти), но имел слишком тяжелую верхнюю часть и был неустойчив.

Вошедшие в состав флота в 1937 и 1939 годах «Сорю» и «Хирю» изначально создавались как авианосцы. Они имели двой­ные ангары, хорошо вписывав­шиеся в корпус, и могли нести бо­лее 70 самолетов каждый. При этом их водоизмещение было в два раза меньше, чем у «Акаги»

или – Kara». Имея скорость хода до 34 узлов, они составляли осно­ву быстроходных авианосных оперативных соединений, ис­пользовавшихся Японией впер­вые месяцы войны на Тихом оке­ане. В 1941 году флот пополнили превосходные корабли «Сёкаку» и «Дзуйкаку». Они превосходили по размерам «Сорю», были лучше вооружены и защищены и могли нести по 84 самолета каждый.

Авиация над Тихим океаном

Напряженность в отношениях с США в конце 30-х годов продол­жала усиливаться, и руководство Императорского флота понима­ло, что в случае конфликта бое­вые действия охватят всю аква­торию Тихого океана. Авианосцы должны были стать при этом решающим оружием. Еще когда строились корабли типа «Сорю», была начата новая секретная программа, предпола­гавшая создание серии танкеров, плавучих баз подводных лодок и плавучих баз для гидросамоле­тов, которые при необходимос­ти можно было быстро превра­тить в авианосцы. Довольно тихоходные, они, тем не менее, были способны нести от 20 до 30 самолетов и обеспечивать авиационную поддержку гарни­зонов на удаленных островах.

Поражение у атолла Мидуэй по­дорвало мощь японского авианос­ного флота. Промышленность Японии не могла строить авианосцы такими темпами, как США. Поэтому главный удар крепнувшего американского фло­та приняли «секретные» авианос­цы и срочно переоборудованные гражданские лайнеры и танкеры. Япония смогла достроить только три тяжелых авианосца, при этом «Унрю» и «Амаги» повторяли конструкцию «Сорю».

Мощный корабль «Танхо» стал первым японским авианосцем с бронированной полетной палу­бой. При максимальном водоизме­щении 37 000 тонн он мог нести 75 самолетов. Но когда в марте 1944 года он вошел в состав фло­та, Япония уже отступала с завое­ванных ранее позиций в Тихом океане, «Тайхо» был потоплен американской подлодкой в ходе сражения в Филиппинском море всего через несколько недель пос­ле своего первого похода.

Переоборудование линкоров

Последний и самый большой японский авианосец «Синано» водоизмещением 73 000 тонн был перестроен из линкора типа «Ямато», и потоплен американс­кой подводной лодкой «Арчер-фиш» на переходе в Куре. «Синано» не должен был стать боевым авианосцем: 120 самолетов, кото­рые планировалось на нем раз­местить, предназначались для за­мены самолетного парка на других авианосцах и островных авиабазах.

 

Последняя бронетехника