КАРС

Работы по созданию коротких артиллерийских реактивных систем (КАРС) были начаты в СССР в 1942г. Один из участников этих разработок – В.И.Александров, выдвинул идею создания установки для пуска 132мм реактивных снарядов с использова­нием более коротких направляющих, чем у штатных установок. В своих рассуждениях он основывался на опыте работ в этом направлении, проводившихся в СССР в 1934- 1935гг., а также на анализе конструк­ции германских пусковых установок, имевших более короткие направляю­щие, чем у установки М-13. Алексан­дров справедливо утверждал, что уменьшение длины направляющих позволит увеличить выпуск устано­вок, даст возможность применять шасси меньшей грузоподъемности и т.д. Однако он недооценил тот факт, что с уменьшением длины направля­ющих увеличится рассеивание (ссыл­ка на немецкие установки была не­корректной – германские ракеты име­ли вращение, в том числе и аналог отечественных М-8 закручивался на­клоном стабилизаторов, этого Алек­сандров, по-видимому, не знал).

Проектирование КАРС-1 было осуществлено в 1942г. коллек­тивом СКБ-2 завода имени Кирова (г.Ле­нинград). Установка представляла собой бронированный контейнер с открывающейся передней крышкой, внутри которого на направляющих были установлены два реактивных снаряда. Всего на танке (на грязевых крыльях) монтировалось четыре та­ких контейнера. Танк мог залпом или последовательно осуществить пуск восьми снарядов, стрельба была воз­можна только по направлению дви­жения. Испытания танковой установ­ки с различной длиной направляю­щих (2000, 1200, 1250, 2400мм), про­веденные 7-8 августа, 17-30 августа и в октябре 1942г., показали удовлет­ворительные результаты.

КАРС была одобрена Глав­ным управлением ракетного воору­жения Гвардейских минометных ча­стей Красной Армии, которое реко­мендовало принять ее для вооруже­ния танков КВ. Вместе с тем отмеча­лись и ее недостатки. Основной – от­сутствие независимого от корпуса танка горизонтального и вертикаль­ного наведения, а также увеличение бокового рассеивания снарядов в 1,5 раза по сравнению со штатной М- 13. В связи с прекращением производ­ства танков КВ установка не нашла применения.

Не была принята на вооруже­ние и КАРС-2, разработанная Челя­бинским заводом «Компрессор» на 1,5-тонном шасси ГАЗ-АА. Недоста­ток тот же – невозможность обеспе­чить требуемую кучность.

Окончательно вопрос о пре­кращении работ по короткой артил­лерийской системе был решен в на­чале 1943г.

Последняя бронетехника