Когда не хватает шасси для “Катюш”

Ошеломляющий для против­ника дебют реактивного оружия по­будил нашу промышленность форси­ровать его серийный выпуск. Одна­ко для «катюш» вскоре стало не хва­тать самоходных шасси. В Москве выпуск трехосных грузовиков пре­кратили. Попытались организовать производство ЗиС-6 на Ульяновском автозаводе, куда в октябре 1941 года эвакуировали московский ЗиС, но от­сутствие специализированного обору­дования для производства червячных мостов не позволило это сделать.

В октябре 1941 года СКВ за­вода «Компрессор» продолжало ра­ботать над созданием новых образ­цов пусковых установок. В октябре 1941г. оно получило задание разра­ботать 24-зарядную пусковую уста­новку для реактивных снарядов М-8 на шасси легких танков Т-40 и Т-60. Работа была проведена при участии бригады конструкторов РНИИ в со­ставе А.С.Попова.

В. Н. Галковского, А.П.Пав­ленко, Н.М.Давыдова. В установке БМ-8-48 впервые для стрельбы сна­рядами М-8 были применены направ­ляющие типа «балка», изготовлен­ные из двутавра. В это же время СКВ разработало пусковую установку для реактивных снарядов М-13 на гусе­ничном тракторе СТЗ-5-НАТИ. Реактивными пусковыми уста­новками оснащались также получае­мые по ленд-лизу автомобили повы­шенной проходимости Ford-Marmon, International. GMC и Austin.

Для зимних условий были пре­дусмотрены установки БМ-13 и БМ- 8 на санях и лыжах. Создавались гор­ные, горно-вьючные, зенитные и про­тивотанковые специальные пусковые установки. По инициативе начальника оперативной группы гвардейских минометных частей (ГМЧ) Северо-Кавказского фронта полковника А.И.Нестеренко (в последующем ге­нерал-лейтенанта артиллерии) в ав­густе 1942г. была разработана 8-зарядная горно-вьючная пусковая уста­новка в двух вариантах: на колесах и на треноге. Габариты установки были немного больше станкового пулемета, а боевой расчет высоко в горах мог собрать ее за несколько минут. К производству горно-вьючных установок были привлечены ав­торемонтные мастерские Сочи и Су­хуми. Для оказания технической по­мощи в организации их производства в республиках Закавказья из Москвы туда выехала группа специалистов ГУВГМЧ и СКВ (инженер Н.Н.Юрышев, воентехник Е.А.Доб­рохотов, конструктор Ф.К.Исаков).

Для повышения мобильности при охране побережья горные уста­новки устанавливались на дрезины и катера. В Карпатах советские войс­ка успешно применяли 8-зарядные установки М-8-8, смонтированные на автомобилях, используя пакет на­правляющих и другие узлы от горно-вьючной установки М-8.

Последняя бронетехника