Нормализованная установок на шасси Studebaker

Вопрос об используемом базо­вом шасси для ракетных пусковых установок стоял очень остро. Толь­ко в 1942г. в СКВ «Компрессор» было разработано 11 модификаций серий­ной пусковой установки БМ-13 на различных автомобильных шасси повышенной проходимости, а это в каждом случае было связано с расче­тами и почти полной переработкой технической документации. Тут-то руководство ГМЧ и обратило внимание на поставлявши­еся в больших количествах по ленд-лизу американские трехосные грузо­вики Studebaker US6. Эта машина, более популярная в СССР, чем в США, имела свою короткую, но яр­кую историю.

В 1941 году «General Motors», выполнявшая заказ на трехосные гру­зовики грузоподъемностью 2.5т для армии США, оказалась не в состоя­нии быстро удовлетворить спрос во­енных, заказ предстояло поделить с другими компаниями. И вЕлбор пал на «Studebaker Corp. of America».

Армейские автомобили Studebaker US6, выпуск которых на­чался в конце 1941 года, несколько отличались формой капота и крыль­ев от машин «General Motors». И са­мое главное – на «студебекерах» ус­танавливали другой двигатель, ниж­неклапанный, с уменьшенной степе­нью сжатия. По этой причине было принято решение: грузовики GMC оставлять армии США, а «студебекеры», как не совсем стандартные, по большей части направлять союзни­кам. Однако и «Studebaker» не мог покрыть огромный спрос на армейс­кие трехоски. В 1943 году к производ­ству аналогичных машин подключи­лась еще одна фирма – «Reo Motor Саг». Всего за годы войны было вы­пущено 187 тысяч полноприводных грузовиков Studebaker US6x6 и свы­ше 20 тысяч с неведущей передней осью – Studebaker US6x4. «Студебекеры» выпускались с лебедкой или без нее, могли иметь длинную или короткую колесную базу.

На Studebaker устанавливался шестицилиндровый карбюраторный нижнеклапанный двигатель Hercules JXD рабочим объемом 5242 куб.см. Этот же мотор стоял и на американ­ских броневиках Scaut Car МЗА1, MB Greyhound и М20. Коробка передач на Studebaker US6 была пятиступен­чатой, пятая ступень – ускоряющая. В трансмиссии устанавливалась двухступенчатая раздаточная короб­ка с передаточными числами 1.15 и 2.60. Тормоза с гидроприводом име­ли вакуумный усилитель. Зависимая подвеска выполнялась на продоль­ных полуэллиптических рессорах.

В марте 1942г. на Горьковс- ком заводе фрезерных станков был разработан проект и изготовлен об­разец опытной пусковой установки на шасси Studebaker US6. Испыта­ния, проведенные в начале апреля, показали недостаточную прочность установки (при пуске реактивных снарядов сорвало крышу кабины, были разбиты стекла), в связи с чем она была снята с испытаний.

В апреле 1943 года был при­нят на вооружение унифицирован­ный образец БМ-13Н («Н» – «норма­лизованный»), Базой для него выбрали Studebaker US6. На «студебеке- рах» монтировали и другие советские реактивные системы залпового огня: 82мм БМ-8-48, 132мм БМ-13НС (со спиральными направляющими) и, наконец, 300мм БМ-31-12 – самую мощную реактивную установку того времени.

 

Последняя бронетехника