Информация

Весна 1945-го

Штурм городов советскими войсками занимал значительное ме­сто в наступательных операциях 1945 года. Для поддержания наступления пехоты в городах из состава бригад и полков, вооруженных соответ­ственно снарядами М-31 и М-13, создавались штурмовые отряды, так называемые «штурмовые группы РС», которые вели стрельбу реактив­ными снарядами прямой наводкой непосредственно из укупорки (М-31) с помощью простейших приспособ­лений. Вооружение штурмовой груп­пы РС М-13 обычно состояло из одной-двух запасных направляющих от пусковых установок БМ-13, с кото­рых производилась стрельба отдель­ными снарядами М-13 и М-20.

Читать далее

Ракетный самолет

Эта рассказ не имеет прямого отношения к «катюше» и, следова­тельно, к предмету данного исследо­вания. Но поскольку в ней рассматриваются судьбы института НИИ-3 и его руководителя, мы решили, что без этой информации рассказ о реак­тивных снарядах будет не полным. В конце войны авиаконструк­торы Германии для борьбы с амери­канскими «летающими крепостями» предложили следующий проект. На наземных пусковых установках в районе важных промышленных объектов располагались пилотируе­мые крылатые ракеты Ва 349 «Natter» – одноместные самолеты с прямоточ­ными реактивными двигателями, ко­торые выстреливались с ускорителя­ми почти вертикально вверх. Читать далее

Вращающиеся снаряды

Однако вернемся к реактив­ным снарядам. Не только немцы «охотились» за снарядами «катюши». Отечественные конструкторы реак­тивных снарядов проявляли большой интерес к немецкому химическому миномету Nebelwerfer и его бескры­лым, стабилизируемым вращением снарядам. В 1943 году трофейных образцов этого оружия и снарядов к  нему имелось уже у Красной Армии в достатке. И вот…

Читать далее

Кто же изобретатели ракетной “Катюши”

В 1944 году работала экспер­тная комиссия. Участие Костикова в изобретении «катюши» оценивали специалисты – академик С. А. Христианович (это он возглавлял группу по созданию ракет улучшенной кучности М-13-УК), профессора А.В.Чесалов и К.А.Ушаков, зам. начальника отдела вооружения ЦАГИ Л.М.Левин. Вопрос следственной части по особо важным делам Народного Ко­миссариата государственной безопас­ности СССР: «Являются ли Костиков, Гвай и Аборенков авторами М-8 и М-13 и пусковых устройств к ним?»

Читать далее

М-20 и М-30

Необходимость поражать жи­вую силу и огневые средства против­ника в укрытиях, разрушать прочные полевые оборонительные сооруже­ния обусловили появление тяжелых реактивных снарядов М-20 и М-30, принятых на вооружение в июле 1942г. Масса взрывчатого вещества (ВВ) боевой части реактивного сна­ряда М-20, созданного инженерами НИИ-3, была более, чем втрое боль­ше массы ВВ снаряда М-13, а общая масса снаряда увеличилась на 35%, в связи с чем дальность его полета уменьшилась до 5,05км.

Читать далее

Нормализованная установок на шасси Studebaker

Вопрос об используемом базо­вом шасси для ракетных пусковых установок стоял очень остро. Толь­ко в 1942г. в СКВ «Компрессор» было разработано 11 модификаций серий­ной пусковой установки БМ-13 на различных автомобильных шасси повышенной проходимости, а это в каждом случае было связано с расче­тами и почти полной переработкой технической документации. Тут-то руководство ГМЧ и обратило внимание на поставлявши­еся в больших количествах по ленд-лизу американские трехосные грузо­вики Studebaker US6. Эта машина, более популярная в СССР, чем в США, имела свою короткую, но яр­кую историю.

Читать далее

47 лет спустя..

В февральском номере «Тех­ники – молодежи» 1992 года была опубликована статья специального корреспондента «Выходила на берег «катюша». В ней рассказывалось о том, что 7 ноября 1941 года после исторического парада на Красной площади реактивная установка на шасси СТЗ-Н АТИ из состава 12 гвар­дейского минометного дивизиона ушла на фронт в район Каширы. Дальше с боями дивизион выдвинул­ся к Туле, поддерживал конников ге­нерала Белова, освобождавших Сталиногорск (ныне Новомосковск).

Читать далее

Когда не хватает шасси для “Катюш”

Ошеломляющий для против­ника дебют реактивного оружия по­будил нашу промышленность форси­ровать его серийный выпуск. Одна­ко для «катюш» вскоре стало не хва­тать самоходных шасси. В Москве выпуск трехосных грузовиков пре­кратили. Попытались организовать производство ЗиС-6 на Ульяновском автозаводе, куда в октябре 1941 года эвакуировали московский ЗиС, но от­сутствие специализированного обору­дования для производства червячных мостов не позволило это сделать.

Читать далее

Реактивная артиллерия в Ленинграде

Особо следует сказать о вкладе Ленинграда в производство и становление полевой реактивной артиллерии. На Ленинградском фронте первый залп реактивными снаряда­ми М-13 был произведен 14.08.1941 под Кингисепом батареей под ко­мандованием П.Н.Дегтярева, кото­рая прибыла своим ходом из Моск­вы 28 июля.

В августе 1941 года ленинг­радцы наладили выпуск реактивных снарядов М-13, а затем и М-8 на го­ловном заводе им. М.И.Калинина с помощью кооперации с заводами Ижорским, Адмиралтейским, Проле­тарским, «Пневматика», «Арсенал», «Большевик» и др. К 7 декабря 1941 г. было изготовлено 30.5 тысяч снаря­дов М-13 и 25,5 тысяч снарядов М-8. Помощь в освоении производства реактивных снарядов на ленинград­ских заводах оказал представитель РНИИ Д.А.Шитов, прибывший в Ленинград вместе с батареей П.Н.Дегтярева.

Читать далее

Серийное производство “Катюш”

В первые месяцы войны на за­воде «Компрессор» находилась бри­гада сотрудников НИИ-3. «В июне 1941г. – вспоминает директор завода И.А.Дорожкин, – на «Компрессор» прибыла группа сотрудников научно-исследовательского института. Они подробно ознакомили нас с принципом работы новой установки, с методами проверки изготовленных машин». Однако их присутствие ока­залось непродолжительным.

Читать далее

Страница 2 из 41234

Последняя бронетехника