Ракетостроение за рубежом

После Первой мировой раке­ты создавались не только в СССР. В первой трети XX века тео­ретические основы ракетостроения за рубежом разрабатывались доктором Годдардом (Robert Hutchings Goddard, 1882-1945), доктором Обер­том (Hermann Obert, 1894) и инжене­ром Р.Эсно-Пельтри (Robert Esnault-Pelterie, 1881-1957). В 1926г. Годдард произвел ус­пешный запуск экспериментальной ракеты (интересно, в печати до этого прошли сообщения, будто бы Годдард готовит к отправке на Луну 4.07.1924 автоматический аппарат, естественно, это была газетная «утка»).

Еще одна крупная фигура европейского ракетостроения – Герман Оберт. Он родился в Трансильвании, работал в Румынии, Австрии, Герма­нии (1940-1945гг., в частности – в Пенемюнде), Италии, США (участник-создания первого американского ис­кусственного спутника земли и ряда ракет). Герман Оберт в 1922г. само­стоятельно разработал ряд вопросов по теории ракетного полета и проде­лал практические работы и исследо­вания. Оберт осуществил ряд своих конструкций ракетных моторов и аппаратов.

Менее известен в нашей стра­не французский исследователь Робер Эсно-Пельтри. Вопросами полета в верхних слоях атмосферы он занялся в 1908г. В 1912г. представил свои ра­боты во Французской академии наук и организовал ракетную секцию в Объединении французских физиков.

Говорить об этих и целом ряде других изобретателей, связавших свою жизнь с ракетной техникой, можно достаточно долго, но такой рассказ выходит за рамки данного исследования. Потому заинтересо­вавшегося читателя мы отошлем к серии интересных и хорошо иллюст­рированных изданий «Пионеры ра­кетной техники», каждый из 800- страничных томов этой серии содер­жит исчерпывающую информацию о биографии и трудах 3-4 отечествен­ных или зарубежных ракетчиков. Мы же остановимся лишь на двух фактах.

В 1933г. максимальная тяга двигателя Р.Годдарда составляла 131,1кг при удельном импульсе 158кг с/кг. Но в том же 1933г. двигатель В.П.Глушко ОРМ-5С устойчи­во развивал тягу 150кг при удельной около 210кг с/кг, а в 1933г. успешно прошел официальные стендовые испытания двигатель ОРМ-52, развивший тягу 270кг в течение 30с. Его удельная тяга превышала 200кг с/кг.

В 1937г. Г.Вальтер (Германия) разработал парогазогенератор, вы­рабатывавший продукты перекиси водорода. Первый газогенератор Р.Годдарда был испытан в 1939г. на кислород-газолиновом топливе. Ана­логичные газогенераторные привода топливных насосов группы В.П.Глушко прошли официальные испытания в 1937г. Эти примеры по­казывают, что до конца 1930-х годов отечественное ракетостроение нахо­дилось «на уровне», а иногда и опе­режало аналогичные зарубежные разработки. Надо сказать несколько слов и об опасности проводимых работ.

Испытания пороховых ракет­ных двигателей отличались чрезвычай­ным риском. Известен ряд случаев взрыва пороховых ракетных устано­вок, и как пример можно привести ги­бель немецкого инженера Тилинга со своей лабораторией, происшедшую в результате взрыва 10.10.1933. В наших лабораториях и КБ катастроф такого масштаба до вой­ны не случалось.

Далеко не все перечисленные ученые были известны в нашей стра­не. Потому даже в военные годы в оте­чественной литературе всерьез обсуж­дались не имевшие военного значения опыты Опеля по созданию ракетных автомобилей, катеров, планеров.

 

Последняя бронетехника