Тяжелый авианосец Японского флота «Хирю»

Начатый в 1941 году авианосец «Хирю» создавался с учетом опыта изготовления кораблей «Рюдэё» и «Сорю». В то время как ГЭУ «Хирю» была этого же типа, что и у его предшественников, его корпус был более широким, он позволял разместить на авианосце дополнительные цистерны с топливом и увеличить дальность плавания почти на 4800 км. Он также имел 1400-тонный балласт, что увеличило устойчивость авианосца по сравнению с «Рюдэё» и «Сорю».
«Хирю» имел пару конструктивных особенностей. Его островная надстройка была расположена на левом борту, что должно было дать «Хирю» действовать рядом с авианосцем «Акаги». При этом на «Хирю» хотели организовать левый круг полетов, а на «Акаги» с его традиционным островом правый. Это дало бы расширить зону прикрытия с воздуха остальных кораблей флота, но так и не было использовано на практике.
Имея водоизмещение 17 300 тонн. «Хирю» был легким авианосцем, особенно если сравнивать с западными аналогами. Например, авианосец ВМС США «Лексингтон» имел стандартное водоизмещение 43 000 тонн, а «Эссекс» -30 800 тонн.
Турбулентность
«Хирю» имел пару конструктивных дефектов. Воздушный поток над летной палубой соединялся с газами из дымовых труб, расположенных на левом борту судна. Горячие выхлопные газы от двигателей «Хирю» вызывали завихрения воздуха над летной палубой, представляя огромную опасность для авиации на взлете и посадке.
Весь срок своей службы «Хирю» входил в состав 2-й дивизии авианосцев 1-го авианосного флота. Вместе с кораблями «Kara», «Сорю». «Сёкаку» и «Дзуйка-ку» 7 декабря 1941 года он участвовал в атаке на Перл-Хар-бор. При этом во время первого налета в 06.00 с «Хирю» взлетели 18 торпедоносцев B5N и девять истребителей А6М «Зеро».
Затем «Хирю» выпустил вторую волну самолетов из 18 пикирующих бомбардировщи¬ков D3A «Вал» и еще девяти истребителей «Зеро». Из 54 участвовавших в операции самолетов авианосец потерял только пять.
От Перл-Харбора «Хирю» направился к острову Уэйк, где в декабре обеспечивал авиаудары по американскому гарнизону. В январе 1942 года авианосец участвовал во вторжении на Палау и обеспечивал прикрытие с воздуха десанта на Молуккских островах, который предшествовал завоеванию голландской Ост-Индии.
В марте 1942 года «Хирю» перехватывал конвои союзников у острова Ява, а в ходе нападения на остров Рождества потопил голландское торговое судно «Поелау Брас».
«Операция С»
В конце февраля 1942 года Япония провела репетицию того, что стало одним из самых разрушительных ударов по Королевскому флоту Великобритании в Индийском океане. Палубная авиация совершила налет на Порт-Дарвин и Брум на северо-западе Австралии, потопив 12 кораблей и сровняв с землей большинство ближайших городов. В результате налета японцы по теряли два самолета.
В апреле 1942 года «Хирю» принял участие в нападении на силы Королевского флота в Индийском океане. В ходе «Операции С» японцы атаковали английскую военно-морскую базу в Коломбо на острове Цейлон. Самолеты с «Хирю» участвовали в налете на тяжелые крейсера ВМС Великобритании «Корнуол» и «Дорсетшир»
Как и при атаке Перл-Хар-бора. японцы решили ударить в воскресенье утром Береговая РЛС обнаружила армаду японских самолетов, и боевые машины английских ВВС поднялись в воздух. Но поскольку бухта была окружена средствами ПВО, английские корабли еще некоторое время не выходили из нее.
Истребители ВВС Великобритании перехватили японские самолеты, но их действия были малоэффективными. В частности, около 40 английских истребителей так и не смогли расстроить боевые порядки противника и потеряли около половины своего состава, в то время как японцы потеряли только семь самолетов. Налет продолжался 30 минут, но, несмотря на усилия япон¬цев, порт продолжал функционировать.
Тогда вице-адмирал Тюити Нагумо организовал вторую ударную группу во главе с авианосцем «Рюдзё». В последовавших налетах также участвовал прибывший из Бирмы авианосец «Хирю».
Полное замешательство
Повторная атака была организованна, чтобы использовать замешательство, вызванное первым ударом. Одним из наиболее важных результатов в тот день было уничтожение с участием «Хирю» авианосца ВМС Вели кобритании «Гермес», который во время первых налетов вышел из бухты и был особенно уязвим. На нем не было истребителей, так как его авиагруппа на холилась в другом месте. Кроме того, у английского корабля возникли проблемы со связью, когда он пытался запросить помощь береговой авиации.
«Гермес» был уничтожен в результате налета 85 пикирующих бомбардировщиков, которые буквально накрыли корабль бомбами. После попадания сорока 250-кг бомб он перевернулся и затонул в течение нескольких минут, а японцы продолжили развивать успех, потопив несколько торговых судов общим водоизмещением более 145 000 тонн.
Вместе с кораблями «Акаги». «Сорю» и «Kaгa», двумя линкорами и тремя крейсерами «Хирю» вошел в состав 1-й ударной группы Нагумо, которая должна была прибыть к острову Мидуэй 4 июня и начать интенсивные бомбардировки американского аэродрома для подготовки к намеченной на 6 июня высадке воздушного и морского десантов.
Утром «Хирю» поднял в воздух 18 торпедоносцев «Кейт» и девять истребителей «Зеро». Судьба была на стороне корабля, и он не пострадал от бомбардировок в результате контрудара американцев, как три других японских авианосца. К 10.30 на трех из этих четырех японских кораблей были сильные пожары. «Хирю» потерял восемь самолетов «Кейт» и два «Зеро», но около полудня его самолеты тремя прямыми попаданиями повредили авианосец ВМС США «Йорктаун»
«Хирю» продолжил бой, и в 14.45 его торпедоносец нанес «Йорктауну» смертельный удар. Во время этого налета «Хирю» потерял большую часть своей авиагруппы, но все же достаточное количество самолетов оказалось в состоянии вернуться на корабль. чтобы подготовиться к третьему налету
Однако удача японского авианосца была недолгой. В то время как шел второй налет на «Йорктаун», с американского авианосца поднялись 10 пикирующих бомбардировщиков SBD «Донтлес» с задачей найти и потопить «Хирю». Два самолета с авианосца ВМС США «Энтерп-райз», ведомые лейтенантами Сэмюелем Адамсом и Харланом Диксоном, определили местонахождение японского корабля. К 16.00 24 пикирующих бомбардировщика, включая 10 спасшихся с авианосца «Йорктаун», были в воздухе. Они обнаружили «Хирю» вскоре после 17.00 во время его подготовки к третьему удару по «Йорктауну». От его авиагруппы остались четыре торпедоносца, и пять пикирующих бомбардировщиков.
Самолеты американской морской пехоты сбросили на полетную палубу «Хирю» четыре бомбы. Затем авианосец был обстрелян из пулеметов самолетами В-17, которые прилетели с аэродромов на островах Мидуэй и Гавайи. Загорелась носовая часть корабля, но это не помешало «Хирю» уйти на запад. За -тем огонь распространился по кораблю и вышел из-под контроля. Японские хминцы забрали с авианосца оставшихся в живых членов экипажа, и после приказа затопить корабль по «Хирю» был произведен пуск торпед. Однако авианосец упрямо отказывался тонуть, и оставался на плаву до утра 5 июня. Он был сфотографирован само¬летом с авианосца «Хосё», который сопровождал линкоры адмирала Ямамото. Экипаж самолета отметил, что на борту авианосца все еще оставались некоторые из оставшихся в живых, и для проверки и возможного спасения людей к нему был направлен эсминец «Таникадзэ». Он ничего не обнаружил на обратном пути «Таникадзэ» попал под мощный налет авиации ВМС QUA. корабль атаковали 50 самолетов. И. продемонстрировав удивительный пример искусного управления кораблем, эсминцу удалось уйти.
Наследие «Хирю»
«Хирю» имел необычную конструкцию, но многие из его особенностей впоследствии использовались при проектировании авианосцев. Так, авианосец «Унрю» во многом напоминал «Хирю», за исключением размещения островной надстройки на правом борту. Авианосцы такой конструкции могли строиться быстро и дешево. Но все шесть авианосцев, которые были построены Японией после сражения у острова Мидуэй, были уничтожены или сильно повреждены Основной причиной их уязвимости оказалась то, что бомбы легко пробивали полетную па¬лубу и, взрываясь внизу в ангарах, вызывали сильные повреждения.

ХАРАКТЕРИСТИКИ

  • Скорость: 34.4 узла.
  • Водоизмещение: 17 300 тонн – 21 900 тони полное.
  • Вооружение: вспаренных 127-мм стандартное,  АУ, 7 строенных и 5 спаренных, 25-мм зенитных АУ.
  • Размеренна: длина – 227.4 м, ширина – 22,3 и, осадка – 7.8 м.
  •  Авиагруппа: 64 самолета.
  • ГЭУ: четырехвальная паротурбинная суммарной мощностью 113 350 «Вт  (152 000 л.с).
  • Экипаж: 1100 человек, включая летные экипажи
Последняя бронетехника